Вторник, 20.11.2018, 10:17 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Урок 3. НЕДРА

Мы узнаём о геологическом строении района

Что у нас под ногами?...кроме асфальта, разумеется. В основном, песок да глина. Этот очень простой факт выявляет важную истину. Для того, чтобы докопаться до неё, давай сначала вспомним: на какие группы в зависимости от происхождения делятся горные породы? Есть те, которые образуются из-за деятельности вулканов, при чём некоторые из них "выливаются" на поверхность, а другие остаются в земной коре. Помнишь, как они называются? Другие формируются, чаще всего, на равнинах (подводных или на суше) или в результате разрушения рельефа, или из-за массовой гибели чего-то живого, а иногда из-за высыхания крупного водоёма. Что это за группа пород? Наконец, третьи  — самые чудесные — "превращённые", когда из-за воздействия на них, одни горные породы, изменяя свои свойства, превращаются в другие.

Задание 1: вспомни, какими бывают горные породы: на какие группы они делятся, приведи примеры.

Итак, под ногами у нас песок да глина, а значит в нашей местности какие преобладают горные породы? Верно, осадочные! Действительно, наша территория сложена именно осадочными породами. Давай разбираться снизу вверх! Внизу располагаются самые древние породы. Откуда тогда мы знаем о них, если они не выходят на поверхность? В этом нам помогают реки! Ведь реки размывают местность, прорезая себе глубокие долины. Именно в речных долинах можно увидеть самые древние породы, которые обычно не видны на поверхности. И это... известняки! Вдоль долины реки Серёны можно встретить множество известняковых обнажений, как те, что на фотографиях.


Выходы известняка под Клыковским монастырём и на левом берегу реки Серёны

Интересно, что Клыковский монастырь расположен именно на известняковой "плите". Известняк — довольно плотный материал и уверенно держит на себе тяжёлые стены и башни монастыря. Но там, где он выходит на поверхность на берегу реки, конечно, видно, что он расслаивается и размывается временными водотоками и подземными водами. Вообще, известняк легко размывается водой (этот процесс называется карст), но под монастырём известняк прикрыт глинами, они и защищают его от карста.

Ещё одна глубоко залегающая, а значит очень древняя порода — бурый уголь! Он нигде не выходит на поверхность, но когда геологи узнали о нём, люди стали рыть в земле глубокие шахты, чтобы добывать уголь. Бурый уголь долгое время служил топливом для котельных и электростанций. Но со временем его перестали добывать: вместо угля в котельных сейчас сжигают газ, а уголь добывать трудно и дорого, так как он залегает на большой глубине. В лесу за Сосенским и сейчас располагаются законсервированные (закрытые) шахты и на поверхности лежат отвалы породы (то, что извлекли из-под земли) из-за добычи угля. Кстати говоря, сам город Сосенский обязан своим появлением именно углю, так как его строили как шахтёрский посёлок.


Отвалы породы около угольных шахт, видна угольная пыль на поверхности земли

Что объединяет бурый уголь и известняк? Верно, они самые древние в нашей местности горные породы, их возраст превышает 300 млн лет, то есть они старше динозавров! Но каково их происхождение?

Обе эти горные породы — осадочные органические. Известняк накапливался на морском дне, когда отмирали моллюски, и их раковины оседали на дно и спрессовывались в пласты под тяжестью воды и друг друга. А бурый уголь накапливался на суше, когда отмирающие стволы деревьев падали в заболоченных непроходимых лесах и "слёживались", так как не успевали сгнивать из-за недостатка воздуха в заболоченной местности.

А теперь напряги фантазию и представь, какой была природа в нашем краю 300 млн лет назад, когда и происходило накопление известняка и бурого угля! Наверное, здесь тогда был берег древнего моря, кишевшего моллюсками (будущие пласты известняка), а на суше росли непроходимые леса (будущие залежи бурого угля). Только имей в виду, что деревья в тех древних лесах были не как сейчас. Ты видел в лесу папоротник, хвощ, плаун? Вот именно такие растения, но древовидные, огромные и составляли древние леса!

Задание 2: раскрась на рабочем листе картинку с древним ландшафтом и нарисуй, как ты представляешь ландшафт, на берегу древнего моря (посмотри на современные папоротники, хвощи и плауны, подумай, как они могли выглядеть в виде деревьев).

Итак, территория нашего района образовалась ещё до эпохи динозавров! Но и в последние тысячелетия она претерпевала изменения. По ней протекали реки, которые размывали себе долины, и ручьи, которые образовывали древние овраги и балки, "перетирая" крупные камни в более мелкие: валуны в щебёнку, щебень в гравий, гравий в песок. Песок "растирался" до пылеобразного состояния так, что частички начинали слипаться друг с другом, образуя залежи глины. Потом с севера наступил ледник: из-за общего похолодания климата, лёд стал накапливаться на поверхности земли,  (как, слёживаясь, спрессовывается за долгую-долгую зиму снег). Движения ледника продолжили начатое реками "измельчение" обломочных пород. После потепления ледник отошёл, вновь потекли реки и ручьи. Результатом работы рек, ручьёв и ледника и стали современные залежи глины, строительных и стекольных песков, а также песчано-гравийной смеси на территории нашего района.


Действующие карьеры по добыче стекольных песков в посёлке Стеклозавода (вверху)
и строительных песков в селе Нижние Прыски (внизу)

Ещё в заболоченных долинах рек Серёны и Другуски сложились условия, благоприятные для образования торфа. Это ископаемое образуется из отмерших растительных остатков, не полностью разложившихся в болотной воде. Торф может служить как удобрением, так и дешёвым топливом. Но он залегает в заболоченных местах, и добывать его трудно.

Итак, можно сделать следующие выводы:
— все горные породы, которыми сложена территория района — осадочные, что свидетельствует о его древности. В основании лежат известняки (иногда встречается бурый уголь), сверху покрыты глинами и песками;
— на территории района можно добывать полезные ископаемые: в основном для строительства (пески, глины, известняк), в настоящее время действуют два карьера по добыче стекольных и строительных песков;
— из-за дороговизны и неудобства топливо (бурый уголь и торф) в настоящее время не добывается.

Задание 3: если в школе есть коллекция горных пород, изучи свойства горных пород, залегающих на территории нашего района. Если не все они есть в наличии, их можно заменить другими.

 

Прочти короткую статью об истории возникновения города Сосенский. Какому полезному ископаемому он обязан своим появлением? Почему сейчас его не добывают?

На карте Сосенского найди улицу, название которой связано с добычей этого ископаемого. Менее, чем в 100 метрах от неё, находится дом культуры с подобным названием. Что это за названия?

Если ты живёшь в Сосенском, найди напротив банно-прачечного комбината памятник основателям города. Что за человек там изображён? Что у него в руках? Зачем оно нужно?

Нельзя не отметить моего ученика — пятиклассника Изотова Вячеслава, который, сам того не ведая, приложил руку к созданию этого урока. Именно с ним мы делали фотографии вокруг козельских месторождений и обнажений горных пород, пока собирали коллекцию полезных ископаемых района — это был его учебный проект.

Можешь виртуально пропутешествовать по "станциям" этого проекта, и тогда узнаешь о некоторых интересных обнажения горных пород на территории нашего района.